Может ли больной или его родственник (представитель) знакомиться с медицинской документацией?

07.02.2018

Право пациента на знакомство с медицинской документацией

        Больной имеет право получить в доступной форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (п. 5 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 22 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

Пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в электронной форме (ч. 5 ст. 22 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

С 01.01.2018 сведения об оказанной  медицинской помощи, содержащиеся в электронной медицинской карте, доступ к электронным медицинским документам, а также информацию о перечне оказанных  медицинских услуг и их стоимости можно получить в электронной форме через Единый портал госуслуг (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2017 N 2521-р).

Отказ в выдаче амбулаторной карты или выписки из нее можно обжаловать, в том числе в орган управления здравоохранения субъекта РФ или в суд по месту жительства пациента или по месту нахождения лечебного учреждения (ст. 89 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 1 ст. 218 КАС).

Однако, обычаи делового оборота 

указывают на декларативный характер приведенных норм  Закона №323-ФЗ, Распоряжения Правительства РФ за №2521-р применительно к правам пациента (его представителя) знакомиться с информацией о здоровье пациента, применяемых методах обследования и лечения пациента,  иных сведений из медицинской документации пациента.

    Аналогичные вопросы в моей  адвокатской практике возникают часто. В 90% случаев медицинские учреждения различной подведомственности в различных формах особенно при назревающем споре (конфликте) просто игнорируют  право пациента (его представителя) на соответствующую информацию.

    Санкция как неотъемлемый элемент нормы права за неисполнение в  Федеральном  законе №323-ФЗ фактически отсутствует. Почему фактически? Потому что ссылка законодателя на  право лица в случае нарушения его «здравоохранительных» прав воспользоваться иным правом, например, обращаться в суд или пожаловаться в орган исполнительной власти субъекта федерации, - не является собственно санкцией, но лишь виртуальным правом ее применить. А практическая реализация этого права (обращаться с жалобами, заявлениями, заниматься официальной перепиской) чрезвычайно трудоёмка и требует хотя бы начальных медицинских и правовых познаний (при этом не забудем, что речь идет  о больном человеке), что в итоге делает эти правовые нормы для среднестатистического жителя РФ-ии фикцией.

    Обычаи делового оборота в этой части указывают на практически полное игнорирование медицинскими учреждениями указанных прав граждан за некоторым исключением.

    На практике правоприменитель в лице суда хоть как то обращает внимание на положения указанных в статье правовых актов.   В большинстве случаев в отношениях врач – пациент, медучреждение  -  пациент   они (правовые нормы)  в действительности носят рекомендательный, не обязательный к исполнению характер.

    Как пример печальных для пациента обычаев делового оборота в этой части.  В соответствии со ст. 22 Федерального  закона №323-ФЗ «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья».   В моей практике нередки случаи, когда медицинская организация, «по-свОему» понимающая  «доступность формы» изложения информации, например,  о состоянии здоровья пациента, лечении, диагностике,  предвидя возможные претензии,  намеренно  предоставляет ее в явно искаженном и неполном виде, не пригодном для предварительного объективного анализа  и оценки полноты и качества обследования и лечения. 

    Если ответить одним словом на вопрос «Могут ли отказать в знакомстве с медицинской документацией?» - могут и скорее всего откажут, но формы отказа могут быть разные.

Количество показов: 118

Возврат к списку


Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Поиск на сайте

119049,Москва, Калужская площ.1, ст.м.Октябрьская +7(495)5435006 +7(925)5435006 5435006@mail.ru  

работа с09_00 до21_00

ICQ:419341589

07.02.2018  Может ли больной или его родственник (представитель) знакомиться с медицинской документацией?
01.02.2018  Ответственность за нарушение врачебной тайны
13.08.2017  Скорая помощь и приемное отделение
18.06.2017  Какие бывают уголовные преступления в медицине?
18.06.2017  Распространенность врачебных ошибок и медицинских нарушений
24.01.2017  Судебно-медицинская экспертиза, заключение специалиста и судебно-медицинское исследование
16.01.2017  Ребенок в реанимации, - родитель рядом Советы адвоката
18.06.2016  Что делать если Вам отказывают в медицинской помощи?
30.01.2015  Ответственность медицинских учреждений по ОМС
23.11.2014  Вопросы адвокату
13.08.2012  мне обязательно нужно будет заниматься преподавательской работой
17.06.2012  Нужны ли россиянам БАДы?
12.03.2012  Как добиться справедливости, защитить себя и своих близких перед врачами?
16.01.2012  Вопросы и ответы медицинского адвоката
18.06.2011  Врачебная ошибка
20.05.2011  Лечимся по-новому. Новое ОМС
09.05.2011  Ст.124 УК РФ Отказ в оказании медицинской помощи. Смерть в стационаре
09.05.2011  Ст.109 УК РФ Смерть роженицы в стационаре
09.05.2011  Ст.109 ч.2 Смерть ребенка, халатность участкового педиатра
09.05.2011  Ст.118 УК РФ Некорректное родовспоможение, халатность, непрофессионализм

 

 

Напишите мне, я в онлайне!